Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

«Городская феерия. Закулисье». Восьмая лекция

21 октября 2020 года

Для всех, кто хочет узнать больше об искусстве рекламы на рубеже XIX—XX веков, — новый цикл «Городская феерия. Закулисье» . В коротких видео создатели выставки рассказывают о самых интересных экспонатах. Зрители узнают, как готовилась экспозиция, по какому принципу отбирались плакаты и документы, смогут в мельчайших подробностях рассмотреть самые интересные афиши и полистать книги.

В восьмой мини-лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» хранитель фонда плаката РГБ Екатерина Михалкина рассказывает о российском плакате 1910—1919 годов.

Кинематограф пришёл в Российскую империю в 1896 году вместе с фильмами братьев Люмьер. До 1908 года в стране господствовали фильмы иностранного производства. Кинематограф стремительно развивался, совершенствовалась инфраструктура, связанная с предъявлением этого новшества публике, — система проката и система рекламы.

Существенное увеличение отечественного кинопроизводства и его выход на новый качественный уровень произошли в середине 1910-х годов. В значительной степени «прорыв» русского кинематографа связан с событиями Первой мировой войны, уже в начале которой появились большие трудности с поступлением на русский кинорынок зарубежных новинок. Но при этом именно в период Первой мировой войны было создано наибольшее количество отечественных дореволюционных киноплакатов. Это очень непродолжительный, но яркий период развития киноплаката.


Два плаката, экспонированных на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» .
Слева: Плакат П. Ассатурова «Стенька Разин», 1908. Открыть в НЭБ
Справа: Плакат «Король Парижа», 1917. Открыть в НЭБ

В этот период доминировали два типа рекламы: информативный плакат в технике цинкографии с несколькими кадрами из фильма и художественная афиша в технике хромолитографии с одним изображением, основанным на кадре или образе.

Шрифтовая афиша была наполнена очень подробной, порой избыточной информацией о фильме: пересказ глав и частей киноленты с их названиями, хронометраж картины в метрах. Причём в основном это были короткометражные фильмы, средняя продолжительность которых составляла 30—40 минут. Эти плакаты служили рекламой не только для зрителей, но и для прокатчиков. В художественной же афише на первый план выходит мастерство художника и созданный им образ.

Многие из фильмов тех лет не сохранились. Киноплакат помогает нам составить представление о них благодаря обширной информации или образу, созданному художником.


Дополнительное чтение:

Бабурина, Н. И. Плакат немого кино. Россия, 1900 1930. — Москва: АРТ-РОДНИК, 2001

Городская феерия: русский плакат XIX — начала XX века. — Москва: Гелиос, 2020

Киноплакат: из собрания Русского музея. — Санкт-Петербург: Palace Editions, 2014

Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914 1919. — Санкт-Петербург: ГМИ СПб, 2018

Ранний русский киноплакат, 1908 1919: из собрания Российской национальной библиотеки. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2019

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться